Дети с ОВЗ в ДОУ
Термин «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» в детских
садах появился недавно. Это правовое понятие ввёл федеральный закон от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ №
273).
Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными
возможностями здоровья?
ФЗ № 273 определяет обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) как физических лиц,
имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии (далее –
ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий,
это дети:
- с нарушением слуха (неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие);
- с нарушением зрения (незрячие, слабовидящие и поздноослепшие);
- с тяжелой речевой патологией (ОНР I, II, III уровня, дизартрия);
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским
церебральным параличом;
- с задержкой психического развития;
- с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с
выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, в т.ч. с ранним
детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Получение заключения ПМПК – важнейший этап
в подтверждении статуса детей с ОВЗ. Рассмотрим пример: В дошкольную
образовательную организацию приходит мама и говорит о том, что ребёнок имеет
ограниченные возможности здоровья, но подкрепляющий устные заявления документ
ПМПК семья предъявить не может. В этом случае ребёнок не может быть определён в
группу компенсирующей или комбинированной направленности. Даже в случае, если
педагоги и психологи детского сада видят, что конкретный ребёнок нуждается в
коррекционной помощи, семья обязана посетить ПМПК и получить заключение
комиссии.
Следует отметить, что ПМПК работает в двух
направлениях: обследует детей, даёт рекомендации по оказанию детям
психолого-медико-педагогической помощи и созданию для них условий в
образовательных организациях. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям
определить ребёнка с ОВЗ в группу компенсирующей направленности.
Правила определения ребёнка в группу компенсирующей направленности.
Родителям (законным представителям) не всегда удаётся
получить место в группу компенсирующей направленности в детском саду. В таком
случае ребенок будет посещать группу общеразвивающей направленности.
Как только в детском саду появляются дети,
предоставившие заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями
здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для
такого ребёнка специальных образовательных условий. А специальные
образовательные условия – это не только пандусы, поручни и какие-то другие
архитектурно-планировочные вещи. К специальным образовательным условиям следует
отнести: повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к
работе с детьми c ОВЗ, методическую составляющую.
В нашем учреждении для детей с ОВЗ, а
также для детей-инвалидов организовано интегрированное обучение путем
совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких
ограничений в одной группе учреждения (инклюзивное образование). Содержание
дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ
определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Комплексное
сопровождение детей с ОВЗ в условиях учреждения осуществляют педагог-психолог,
учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный
руководитель. Они отслеживают эффективность обучения детей в соответствии с
рекомендациями ПМПК, результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном
росте воспитанников, формирования навыков образовательной деятельности,
освоения программ.
Организация инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
Термин «инклюзивное образование», имеющий
самое непосредственное отношение к обучению детей с ОВЗ, в нормативной базе
Российской Федерации впервые появился в 2012 году, ранее ни в одном документе
федерального уровня такого понятия не было.
В ФЗ № 273 вводится следующее определение:
«Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей». Несмотря на то, что это понятие появилось совсем
недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется
и в дошкольных образовательных организациях реализуется, и на уровне начального
общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем
профессиональном образовании. В зависимости от рекомендаций ПМПК детей с ОВЗ в
детский сад могут принять: в группу компенсирующей направленности, в группу
комбинированной направленности, в группу общеразвивающей направленности. В чём
заключаются особенности образовательного процесса в этих группах?
Инклюзивное образование в группах комбинированной
направленности.
Группы комбинированной направленности
сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование в таких группах
было и до принятия закона, когда в обычные детские коллективы включались дети с
небольшими проблемами здоровья (пониженным зрением, лёгкой степенью глухоты и
пр.). Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них
наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у
которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха,
нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного
аппарата и так далее). В отличие от наполняемости групп общеразвивающей
направленности, которая зависит от площади помещения и может составлять до 30
детей в группе, наполняемость групп комбинированной направленности
регламентируется СанПиН и не превышает 15 детей. Программы, которые используют
педагоги в таких группах, тоже уже прошли достаточно широкую апробацию и
внедрены в образовательный процесс. Вне зависимости от числа таких
воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в
работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для
каждого ребёнка свою.
Образование в группах компенсирующей направленности.
Группы компенсирующей направленности – это
группы, которые посещают дети с ОВЗ с одним и тем же нарушением. Например,
группы для детей с нарушениями слуха, или группы для детей с нарушениями
зрения, или группы для детей с нарушениями речи, и так далее. ФЗ №273 впервые
ввёл в перечень детей с ОВЗ также детей с расстройствами аутистического
спектра, чего не было ранее в типовом положении. Такая группа детей с ОВЗ
появилась впервые. К сожалению, в последние годы детей с ранним детским аутизмом
действительно стало много, в новом тысячелетии медики стали активно
диагностировать это заболевание. Дети-аутисты нуждаются в особых условиях
получения образования, и именно поэтому они также подпадают под определение
детей с ОВЗ.
И для родителей, и для воспитателей
очевидно, что детям с ОВЗ намного легче адаптироваться и осваивать
образовательные программы в группах комбинированной направленности. Для
конкретного ребёнка требуется индивидуальная адаптация этой программы.
Постоянное взаимодействие и ежедневное сотрудничество позволяет и детям с
ограниченными возможностями здоровья, и детям с нормальным развитием приобрести
новые знания и навыки, стать более толерантными, научиться изыскивать решения в
самых разных жизненных ситуациях. Глобальная цель инклюзивного образования –
создание комфортных условий для совместного успешного воспитания и
результативного образования детей с разными психофизическими особенностями
развития.