СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка. 1.1. Нормативные основания составления учебного плана образовательной деятельности. 1.2. Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана организованной образовательной деятельности. 1.3 Структура учебного плана организованной образовательной деятельности. 2. Учебный план организованной образовательной деятельности. 3. Расписание организованной образовательной деятельности. 4. Режим дня на теплый и холодный периоды года для возрастных групп. 5. Объем недельной двигательной активности воспитанников в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности для детей дошкольного возраста. 1. Пояснительная записка к учебному плану МБДОУ д/с № 47» на 2023-2024 учебный год 1.1 Нормативные основания составления учебного плана образовательной деятельности Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47» на 2023-2024 учебный год составлен в соответствии со следующими законодательными актами и нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФот 17 октября 2013 г. №1155) (далее - ФГОС ДО); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СП 2.4.3648-20) (данное постановление вступают в действие с 01.01.2021 и действуют до 01.01.2027); Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21) (данное постановление вступают в действие с 01.03.2021 и действуют до 01.03.2027); Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утвержденаприказомМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации от 25 ноября 2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования», зарегестрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №71847) (далее - ФОП ДО). В план включаются образовательные области, представленные базовыми видами деятельности. Продолжительность занятий, дневной суммарной образовательной нагрузки, продолжительность перерыва между занятиями соответствует СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план МБДОУ д/с № 47 является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности. 1.2. Программно-целевые основания, положенные в основу учебного плана. Фундамент образовательного процесса составляет основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа), разработанная и утверждённая в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Программа базируется на положениях ФОП, и направлена на решение следующих задач: - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. Программа направлена: на создание условий развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа построена на позициях гуманно – личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. Сбалансированность всех компонентов, обеспечивающих образовательный процесс, способствует формированию системного подхода в работе всех подразделений ДОУ. Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества организованной образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Часы кружков, групповой и индивидуальной образовательной деятельности входят в объем максимально допустимой нагрузки. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Перерывы между периодами непрерывной организованной образовательной деятельностью составляют не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей она сочетается с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей. Домашние задания детям не задаются. Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени образовательной деятельности. Реализация других видов образовательной деятельности, не отраженных в инвариантной части учебного плана, во всех возрастных группах осуществляется в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников. В сетке занятий разновозрастной группы: - время проведения фронтальных физкультурных, музыкальных занятий, занятий по изобразительной деятельности рассчитывается по старшему возрасту детей, находящихся в группе; - время проведения занятий познавательного цикла рассчитывается для каждого возраста отдельно. Формами организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе являются: - фронтальные (физкультурные, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности), - подгрупповые (занятия познавательного цикла), индивидуальные занятия, игровая деятельность. При организации фронтальных занятий обучающие задачи ставятся для детей каждого возраста отдельно в соответствии с Учебным планом ДОУ, а также - с задачами и содержанием образовательной программы для данного возраста. Продолжительность занятия зависит от возраста детей - начинается со старшими детьми с постепенным подключением к занятию детей среднего и младшего возраста. При одновременном начале занятие для детей среднего и младшего возраста заканчивается раньше. Переходный период к началу учебного года (с 1 по 15 сентября) предусматривает наличие щадящего режима, нацеленного на адаптацию детей к условиям жизни в новой возрастной группе и включающего мероприятия, направленные на создание благоприятного психологического климата, снижение напряжения и предотвращение негативных проявлений. Часть, формируемая участниками образовательного процесса учебного плана представлена кружком «Добрый мир» по духовно – нравственному направлению. Работа кружка проводится один раз в неделю во вторую половину дня в подготовительной к школе группе, продолжительность занятий не более 30 мин., что соответствует «Инструктивно-методическому письму о гигиенических требованиях максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста». В кружке занимаются дети с 6 – 7 лет. Количество детей в кружке не превышает 12 человек. Содержание вариативной части учебного плана не превышает допустимую нагрузку. В ДОУ функционирует 3 группы, укомплектованных из расчета площади групповой (игровой): для детей раннего возраста - не менее 2,5 кв. м. на 1 ребенка, в дошкольных группах - не менее 2,0 кв. м на одного ребенка, из которых. № Возрастная группа Возраст Количество п/п детей групп 1. 1 младшая разновозрастная группа 1,6 - 3 л. 1 2. Средняя разновозрастная группа 3 - 5 л. 1 3. Подготовительная разновозрастная группа 5 – 7 л. 1 1.3.Структура учебного плана организованной образовательной деятельности Учебный план разработан с учетом календарного графика работы МБДОУ д/с № 47. График работы ДОУ с 7.00 до 17.30ч. Рабочие дни понедельник, вторник, среда, четверг, пятница Выходные дни суббота, воскресенье Продолжительность учебного года с 01.09.2023 г. по 31.05.2024 г., 38 недель - 1,2,3,6,5,8января - 23 февраля Выходные праздничные дни - 8марта - 1-3, 9 мая - 12 июня - 4 ноября Зимние каникулы с 1 января по 10 января Летняя оздоровительная работа с 1 июня по 31 августа В летний период организуются ООД по физической культуре и музыкальному развитию; подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д.; увеличивается продолжительность прогулок. Структура образовательного процесса: Учебный день делится на три блока: 1) утренний образовательный блок включает в себя: - самостоятельную деятельность ребенка и его совместную деятельность с воспитателем; 2) развивающий блок представляет собой: - организованную образовательную деятельность (организованное обучение в форме игровой деятельности); - наблюдения, опыты, эксперименты на прогулке; 3) вечерний блок включает в себя: - совместную деятельность воспитателя с ребенком; - свободную самостоятельную деятельность воспитанников; - образовательную деятельность художественно-эстетического и физкультурнооздоровительного направления. На основе учебного плана разработано расписание организованной образовательной деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку. В расписании учтены психолого-возрастные возможности детей, продолжительность видов образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе. Образовательная деятельность проводится с несколькими детьми, с подгруппой или со всей группой воспитанников. 2. Учебный план организованной образовательной деятельности Образовательная нагрузка по возрастным группам МБДОУ «Детский сад № 47» Группы 1 младшая разновозрастная группа Длительность условного часа (в 8-10 минутах) Количество условных учебных часов 10 (в неделю) Дополнительное образование (кружок) --- Средняя разновозрастная группа 20 11 --- Подготовительная разновозрастная группа 30 14 1 Учебный план группы детей раннего возраста (1,6 - 3 года) 1. Образовательные области и виды организованной образовательной деятельности 1.1 Физическое развитие . Здоровье Физкультурное Двигательная деятельность 1.2 Познавательное развитие Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность Ознакомление с предметным окружением Ознакомление с миром природы Ознакомление с социальным миром Формирование элементарных математических представлений 1.3 Речевое развитие Речевое развитие Чтение художественной литературы 1.4 Социально-личностное развитие Социализация Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Формирование основ безопасности 1.5 Художественно-эстетическое развитие Музыка Музыкальное Художественное Рисование творчество Лепка Аппликация Конструирование ИТОГО: неделя Количество месяц год 3 2 + 1 на прогулке 2 0,25 12 8 + 4 на прогулке 8 1 114 76 38 0,25 0,25 0,25 1 1 1 1 4 9 9 9 38 2 2 8 8 Ежедневно 10 минут 72 9 76 76 Осуществляется в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников и интеграции образовательных областей 4 2 1 0,75 0,25 11 16 8 4 1 1 44 152 76 38 28 9 414 Учебный план для детей 3 - 4 года Количество месяц 1. Образовательные области и виды организованной образовательной деятельности 1.1 Физическое развитие Здоровье Физическая культура неделя год 3 2 + 1 на прогулке 2 0,25 12 8 + 4 на прогулке 8 1 114 76 38 Ознакомление с предметным окружением 0,25 1 9 Ознакомление с миром природы 0,25 1 9 0,25 1 1 4 9 38 Физкультурное 1.2 Познавательное развитие Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность Ознакомление с социальным миром Формирование элементарных математических представлений 1.3 Речевое развитие Речевое развитие Чтение художественной литературы 1.4 Социально-личностное развитие Социализация Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Формирование основ безопасности 1.5 Художественно-эстетическое развитие Музыка Музыкальное Художественное Рисование творчество Лепка Аппликация Конструирование ИТОГО: 1 1 4 4 Ежедневно 10 минут 76 9 38 38 Осуществляется в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников и интеграции образовательных областей 2 2 1 0,5 0,25 0,25 8 8 8 4 2 0,5 0,5 32 76 76 38 19 9 9 304 Учебный план для детей 4 - 5 лет Количество месяц 1. Образовательные области и виды организованной образовательной деятельности 1.1 Физическое развитие Здоровье Физическая культура неделя год 3 2 + 1 на прогулке 2 0,25 12 8 + 4 на прогулке 8 1 114 76 38 Ознакомление с предметным окружением 0,25 1 9 Ознакомление с миром природы 0,25 1 9 0,25 1 1 4 9 38 Физкультурное 1.2 Познавательное развитие Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность Ознакомление с социальным миром Формирование элементарных математических представлений 1.3 Речевое развитие Речевое развитие Чтение художественной литературы 1.4 Социально-личностное развитие Социализация Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Формирование основ безопасности 1.5 Художественно-эстетическое развитие Музыка Музыкальное Художественное Рисование творчество Лепка Аппликация Конструирование ИТОГО: 1 1 4 4 Ежедневно 10 минут 76 9 38 38 Осуществляется в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников и интеграции образовательных областей 2 2 1 0,5 0,25 0,25 8 8 8 4 2 0,5 0,5 32 76 76 38 19 9 9 304 Учебный план для детей 5 - 6 лет Количество 1. Образовательные области и виды организованной образовательной деятельности 1.1 Физическое развитие . Здоровье Физическая культура Физкультурно е 1.2 Познавательное развитие . Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность Ознакомление с предметным окружением Ознакомление с миром природы Ознакомление с социальным миром Формирование элементарных математических представлений Окружающий мир Краеведение 1.3 Речевое развитие . Речевое развитие Чтение художественной литературы 1.4 Социально-личностное развитие . Социализация Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Формирование основ безопасности 1.5 Художественно-эстетическое развитие . Музыка Музыкальное Художественное Рисование творчество Лепка Аппликация Этикет и ситуация общения ИТОГО: неделя месяц год 3 2 + 1 на прогулке 12 8 + 4 на прогулке 114 76 38 4 28 149 0,25 4 9 0,25 0,25 0,25 2 4 4 4 8 9 9 9 76 0,75 0,25 2 3 1 4 28 9 76 2 4 Ежедневно 10 минут 76 Осуществляется в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников и интеграции образовательных областей 4 2 1 0,75 0,25 0,25 17 8 4 3 1 1 160 76 38 28 9 9 13 61 499 Учебный план для детей 6 - 7 лет Количество 1. Образовательные области и виды организованной образовательной деятельности 1.1 Физическое развитие . Здоровье Физическая культура Физкультурно е 1.2 Познавательное развитие . Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность Ознакомление с предметным окружением Ознакомление с миром природы Ознакомление с социальным миром Формирование элементарных математических представлений Окружающий мир Краеведение 1.3 Речевое развитие . Речевое развитие Чтение художественной литературы 1.4 Социально-личностное развитие . Социализация Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Формирование основ безопасности 1.5 Художественно-эстетическое развитие . Музыка Музыкальное Художественное Рисование творчество Лепка Аппликация Этикет и ситуация общения ИТОГО: неделя месяц год 3 2 + 1 на прогулке 12 8 + 4 на прогулке 114 76 38 4 28 149 0,25 4 9 0,25 0,25 0,25 2 4 4 4 8 9 9 9 76 0,75 0,25 2 3 1 4 28 9 76 2 4 Ежедневно 10 минут 76 Осуществляется в ходе взаимодействия педагога с детьми при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников и интеграции образовательных областей 4 2 1 0,75 0,25 0,25 17 8 4 3 1 1 160 76 38 28 9 9 13 61 499